Уважаемые коллеги, во взаимоотношениях с учениками и родителями предлагаю руководствоваться важными принципами.
В отношениях с учениками
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Поэтому я буду стараться не делать ему замечаний в присутствии других детей, родителей или учителей.
Я никогда не буду говорить ребёнку, что он плохой, неумный и тому подобное. Если самому умному ребёнку сто раз сказать, что он дурак, он им станет, а если сказать самому глупому (с нашей точки зрения), что он умница, то я, к своему удивлению, обнаружу через некоторое время, что он действительно поумнел.
Когда я захочу сделать замечание ребёнку, то я буду говорить только о своих чувствах и его поступках, например: «Ты сегодня разговаривал на уроке и мешал своему соседу слушать мои объяснения. Я очень переживала, поймёт ли он материал».
Я буду стараться объяснить ребёнку, что его поступок был кому-то неприятен или причинил кому-то неудобство. В конце разговора я найду возможность выразить свою любовь и надежду, что он всё правильно понимает и постарается больше так не поступать.
Я постараюсь не пропустить ни одного хорошего поступка, слова или мысли ребёнка. Я постараюсь говорить ему как можно чаще, что он способный, умный, добрый и т.п., причём эти слова можно говорить публично. Я буду стараться чаще говорить слова благодарности другим людям в присутствии детей.
Я никогда не буду сравнивать успехи или неуспехи детей. Я понимаю, что фразы вроде: «Посмотри на Вову, какой он молодец, он с этим справился (или так хорошо поступил, или никогда так не делает и т.д.) - недопустимы.
Я буду сравнивать, а ещё лучше помогу ребёнку сравнивать себя самого вчерашнего с самим собой сегодняшним.
Когда я увижу поступок ребёнка, который покажется мне неверным, ошибочным, то, прежде чем высказываться по этому поводу, я постараюсь понять его мотивы. Возможно, они добры и благородны, и тогда этот поступок заслуживает не наказания, а поощрения.
Я думаю, что и я могу ошибаться, и, если это произойдёт, я не постесняюсь признать перед учеником свою ошибку и извиниться перед ним, мой авторитет от этого не пострадает.
Я не буду обсуждать с учениками свои семейные и личные проблемы и буду особенно осторожна, обсуждая чьи-либо дела в присутствии детей.
Возможно, что кто-то среди учеников мне будет нравиться больше, кто-то меньше, а кто-то поначалу вызовет антипатию. Но я сделаю так, чтобы тот, кто мне больше импонирует, не считал себя благодаря этому лучше других, а тот, кто меньше, не почувствовал этого.
Я буду помнить, что те дети, которые наиболее конфликтны или обладают теми или другими недостатками характера и воспитания, больше других нуждаются в моём внимании и любви.
Если ребёнок живёт в атмосфере понимания и дружелюбия, он учится находить любовь в этом мире.
Во время уроков я не буду нарушать ход мыслей детей, занятых решением какой-либо задачи по теме урока. Я буду беречь право каждого ребёнка на спокойную работу.
Я имею право преподавать свой предмет любым способом, но только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики, если при этом достигается запланированный результат.
В отношениях с родителями
Я буду всегда помнить,
что какой бы ни был ребёнок, какой бы поступок он ни совершил, родители всегда
любят его и имеют естественную потребность защитить его от нападок и обвинений,
пусть даже и справедливых.
Я никогда не буду
обсуждать ребёнка в присутствии других родителей. Если мне понадобиться
сообщить родителям какую-либо негативную информацию, то воспользуюсь «принципом
бутерброда»: позитивная информация - негативная и снова позитивная, а в конце
разговора я выражу уверенность, что сообщённая информация послужит не для
наказания ребёнка, а для пересмотра некоторых позиций в его воспитании.
Для родителей,
недооценивающих своих детей («Он у меня такой рассеянный, невнимательный и
т.п.), я буду стараться создавать положительный образ ребёнка («Он иногда
бывает рассеян, но может быть и сосредоточенным, если Вы ему в этом поможете
таким способом...»).
Для родителей,
переоценивающих своих детей («Он у меня такой замечательный, да вот на
уроках... у него что-то не получается, наверное, учитель мало объясняет), я
постараюсь, не разубеждая их в том, что он действительно замечательный, (на
самом деле это так и есть), доказать им, что он мог бы быть ещё более
замечательным, если бы...
Но при этом я буду,
безусловно, требовательной к родителям, как к людям, до определённого возраста
несущих ответственность за своих детей. В случае если по вине их ребёнка
причинено зло любому живому существу словом или делом, я постараюсь убедить
ребёнка и его родителей в недопустимости такого поведения (такого поступка) и
вызвать в них раскаянье.
Я не буду стесняться
просить родителей помочь мне в моей работе с классом, а, наоборот, постараюсь
привлечь к ней как можно большее их число.
Я понимаю, что
родители имеют право на самую полную информацию о жизни своего ребёнка во время
его пребывания в школе, о его успехах или неудачах и постараюсь дать её вовремя
и в достаточном объёме, рассказать им о своих требованиях и критериях оценки, о
целях и задачах преподаваемого предмета.