разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
названия падежей.
Уметь:
выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);
проверять сомнительные написания, используя разные способы проверок;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
писать о или е после шипящих в окончаниях существительных;
писать слова с наиболее употребительными приставками, в частности с приставкой с-, приставками на -с, -з;
писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
различать на письме приставки и предлоги;
сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
писать о или е после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;
определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.