Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Русский язык»
1. Тема: «Фонетика и орфография»Обучающиеся
должны знать/понимать:
- что такое орфограмма
- разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря)
- значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание)
уметь:
- выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков)
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
- различать на письме приставки и предлоги
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»)
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе
- проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные)
- жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова
- выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
- различать на письме приставки и предлоги
- употреблять разделительные ь и ь
2. Тема: «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся
должны знать/понимать:
- значимые части слова
- разные способы проверок орфограмм (путем разбора слова по составу)
уметь:
- различать на письме приставки и предлоги
- сравнивать слова, связанные отношениями производности:объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным)
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс)
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»)
- выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу
- противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний
- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова
3. Тема: «Морфология»
Обучающиеся должны знать/понимать:
- части речи на понятийном уровне
- значимые части слова
уметь:
- разграничивать разные слова и разные формы одного слова
- определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий
- изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов
- определять их род
- изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам
4. Тема: «Лексика и лексикография»
Обучающиеся
должны знать/понимать:
- названия различных типов словарей и их назначение
уметь:
- используя многозначность слов, употреблять в прямом и переносном значении
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию
- использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), обратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно»), этимологический (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи
- использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач;правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать
- правильно
произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом
классе (что, чтобы...)
5. Тема: «Синтаксис»
Обучающиеся должны знать/понимать:
- члены предложения: главные и второстепенные
- типы предложений по цели высказывания и по интонации
уметь:
- находить в составе предложения все словосочетания
- в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос
- находить в предложении основу (главные члены) и второстепенные члены
- задавать вопросы к разным членам предложения
- соблюдать изученные нормы пунктуации
- разбирать простое предложение по членам
- составлять схему предложения
- находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно
6. Тема: «Развитие речи»
Обучающиеся
должны знать/понимать:
- понятие «текст»
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
уметь:
- определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме
- грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.)
Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).