Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
- названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
- основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
уметь:
- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
- различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
- определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
- самостоятельного чтения выбранных книг;
- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
- работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.