Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу подготовительного периода
Учащиеся должны знать/понимать:
- на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст
- знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита
- составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек
- правильно сидеть за партой (столом) и
пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы
письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу основного, звукобуквенного периода
Учащиеся должны знать/понимать, что:
- звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные - на ударные и безударные
- слово представляет собой единство звучания и значения
- звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью
- звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами - тоже условными значками
- основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения
- устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически
- элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв
- форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении
- формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении
- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику
- при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове
- делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный
- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически
- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически
- перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот
- анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов
- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритм
- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах
- при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением
- записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте
- выполнять узоры-бордюры и росчерки
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу
заключительного периода
Учащиеся должны знать/понимать:
- структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте
- графические системы печатных и письменных букв русского алфавита
- форму каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов
- иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями
Уметь:
- читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
- пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения)
- озаглавливать прослушанный текст
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя
- ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов
- применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме
- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]